Сегодня учиться в вузе не просто престижно – необходимо. В перестроенное время получать образование было некогда, молодежь стремилась со школьной скамьи заниматься бизнесом. Полученные деньги тут же вкладывали в образование. Профессия значения не имела. Главное – корочка о высшем образовании. Учитель труда, занимающийся продажей дисков, психолог-челночник не вызывали удивления. Рынок диктовал свои условия - требовалась не только коммерческая жилка, но и специализированное экономическое или юридическое образование. Со временем кадровый голод стали испытывать и промышленные предприятия города. Как видят свое будущее выпускники XXI века? Их планы выглядят следующим образом: 73,8% всех опрошенных планируют поступить в вузы и получить высшее образование; 39,4% - получить среднее специальное или профессиональное; 10,9% - заняться коммерцией; 12,6% одним из вариантов своего будущего предположили пойти работать. И только 26,8% учащихся пока не определились с выбором. Статистика показывает, что сегодня учиться в колледже непрестижно. Особенно для девятиклассников. Но главным вопросом для тех, кто желает продолжить свое образование, является выбор профессии. Оценка престижности профессии в сознании молодежи за последние 20-25 лет кардинально изменилась. Если в середине 70-х первые места у юношей занимали профессии «летчик», «инженер-радиотехник», «ученый-физик», в середине 80-х поднялся престиж профессии «механик», то сегодня они совершенно не в цене. Та же картина наблюдается и у девушек, с той лишь поправкой, что их в 70-е привлекали профессии из сферы искусства и науки, в 80-е - из сферы торговли. И наоборот, такие профессии, как «юрист» и «экономист», 20-25 лет назад занимали лишь 70-е место по шкале престижа. ЧТО В ЦЕНЕ? Бесспорными лидерами являются профессии «юрист», «экономист» и «программист». Популярность программиста больше свойственна юношам - 59,7%. Врачами хотят стать от 7 до 11% опрошенных выпускников. Среди девушек большой популярностью пользуются профессии «переводчик» - 54,1%, «психолог» -20,7, «бухгалтер» - 14,4%. А профессия «инженер» престижна только у 3,5-5,5% выпускников. МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Что привлекает современную молодежь в выборе профессии: личный интерес или все-таки престиж? Пока школьники делают выбор в пользу интересной работы. За работу, приносящую интеллектуальное и моральное удовлетворение, высказались 71,6%. А вот престиж оказался на втором месте. Хотя многие из школьников хотели бы совместить приятное с полезным. 47,5% школьников считают, что их выбор отвечает всем этим характеристикам. Странным показалось то, что практически никто из будущих выпускников не говорил о зарплате. Многие даже пафосно констатировали: главное – приносить пользу обществу. Небезынтересным оказалось и то, что сегодня многие школьники хотели бы выбрать свободный график работы, при котором они могут совмещать интересную работу с работой, где им платили бы высокую зарплату. Но самыми беспокойными оказались родители выпускников: - Даже если не поступит, - успокаивают себя родители, - есть коммерческие вузы. Денег не хватит - возьмем кредит. Радует одно: больше двух третей выпускников хотят учиться, и не потому, что родители заставляют, а потому, что сегодня диплом открывает дорогу в стабильное будущее. Алексей МАКШАНОВ По материалам ежедневной городской газеты «Орский вестник», № 061 (1305) от 28.04.2007 Тема для обсуждения на форуме
|