(продолжение) Сказка для студента
«Примерно 10% желающих отсеиваются сразу, когда видят, какой объем работы им предстоит»,– рассказывает проректор по дополнительному образованию МИРБИСа Елена Бешкинская. Разработать учебный план, нарисовать слайды, подготовить список литературы, согласовать курс с руководителем программы – сделать все это не так-то просто.
Базовые дисциплины практикам вряд ли доверят – без солидной теоретической подготовки здесь делать нечего. В основном их преподавательская ниша – дисциплины специализации и курсы по выбору (элективы): проведение маркетинговых исследований, вывод товаров для регионального рынка и т. п.
Но если практик справился с учебным планом, это еще не значит, что аудитория его оценит. Тем более сложно судить о преподавателе по первой «инаугурационной» лекции. «Одну гостевую лекцию или мастер-класс на два часа осилит практически любой бизнесмен,– говорит Сергей Филонович.– Но чтобы выстроить курс, скажем, 10 занятий по четыре часа, рассказами о своей карьере не отделаешься».
Волей-неволей бизнес-школам приходится идти на риск. И иногда они нарываются на «сказочников» – так этот тип преподавателей назвал Сергей Филонович. Поначалу зал слушает их, раскрыв рот, на втором занятии у лектора запас баек иссякает, а на третьем говорить уже не о чем. И спикер остается без аудитории. Почти в каждой бизнес-школе случались подобные истории. Сергей Мясоедов вспомнил, как один из выступавших, вместо того чтобы говорить о своих находках в области управления, начал рассказывать автобиографию и нахваливать собственную компанию.
«Слава богу, у меня провалов не было, но я сочувствую преподавателям, когда узнаю о таких случаях. Помидорами, конечно, их не закидывают, но удар по самооценке они получают серьезный»,– говорит Дмитрий Куприянов.
Но даже если у человека есть информация, которая может заинтересовать слушателей, его подстерегает еще одна ловушка. Обладать знаниями и уметь их передавать – не одно и то же.
Научи ученого
Деканы бизнес-школ рассказывают, что основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин не любит читать лекции – ему больше нравится беседовать со слушателями и отвечать на их вопросы. Видимо, он не считает свои лекторские способности выдающимися.
А как оценивают свои таланты другие известные предприниматели? «Недавно на заседании попечительского совета мы обсуждали вопрос о преподавателях, и бизнесмены–основатели школы сказали „да”, они готовы этим заниматься,– рассказывает декан московской школы управления „Сколково” Андрей Волков.– Но все согласились, что выступить даже с небольшим курсом – это нетривиальная интеллектуальная задача». Декан школы довольно трезво оценивает их шансы. «Кто-то из бизнесменов, безусловно, потянет, а кто-то нет»,– отметил Волков.
Людей такого масштаба, как Роман Абрамович или Рустам Тарико, придут послушать хотя бы из любопытства. А многим придется работать над формой не меньше чем над содержанием. «Успех в бизнесе напрямую не связан со способностью выступать публично»,– подчеркивает Сергей Мясоедов.
Однако студенты и не ждут от практиков особых педагогических приемов. «Преподавателям-практикам нужна лишь хорошая энергетика, чтобы не испортить подачу собственных знаний»,– уверен директор по персоналу компании «Ситроникс», выпускник Высшей школы бизнеса МГУ Артур Авдеенко.
Например, весьма энергично началась преподавательская карьера Сергея Бешева. В свое время он работал в компании Motorola и открывал учебное заведение для дилеров – Motorola Sales Academy. Организаторский талант Сергея заметил один из преподавателей ВШМБ АНХ и пригласил его попробовать себя в качестве лектора. Бешев прочитал студентам MBA курс «Работа с ключевыми клиентами» и неожиданно для себя попал в топ-десятку преподавателей ВШМБ. Сегодня он ведет уже три курса, а также руководит программой MBA-Telecom в МИРБИСе.
Впрочем, если бизнесмену не хватит собственного таланта, то некоторые бизнес-школы берутся ему помогать. Так, в МИРБИСе действует школа педагогического мастерства для преподавателей. Прослушав пять-шесть модулей в течение года, они поймут, как планировать занятие, оценивать знания студентов и т. п. Проблема в другом: бизнесменов, желающих учиться преподаванию, пока не слишком много.